In English, please

ООО «Новтуринвест»

Гостиничный оператор

коммерческий
отдел

 8  8162  22  55  51

 8  8162  22  55  07

5 1 6 11 10 13 9 15 12 18 8 2 7 3 17

Николо-Вяжищский монастырь


Вы всегда можете ознакомиться on-line с путеводителем по Великому Новгороду от наших партнеров - Центра Развития Туризма "Красная Изба"

SPORT.jpg            

жДЕМ ВАС В КАФЕ-БАРЕ           
ИЛЬМЕНЬ!

Подробнее >>   

POST.jpg          

ПОСТНОЕ МЕНЮ   

РЕСТОРАНЕ "ВОЛХОВ" 

Подробнее >>

_MG_2773.jpg

ЭКСКУРСИОННЫЕ 

ПРОГРАММЫ

Подробнее>>

полисть.jpg            

ВЫХОДНЫЕ В СТАРОЙ РУССЕ:  

ГОСТИНИЦА "пОЛИСТЬ"

Подробнее >>

Family weekend.jpg           

Cемейные выходные

В ЮРЬЕВСКОМ ПОДВОРЬЕ!


Подробнее >>

Summer.jpg

ЛЕТНЯЯ ВЕРАНДА 

"ИЛЬМЕНЬ", С 18 АПРЕЛЯ


Подробнее >>




Во все времена года великолепен вечно молодой Новгород. И ежегодно сотни тысяч туристов со всей России и из зарубежных стран спешат сюда, чтобы увидеть один из древнейших и красивейших городов, познакомиться с его настоящим и прошлым, с уникальными творениями древнерусских мастеров архитектуры и живописи. Однако не только сам Новгород, но и его окрестности богаты замечательными памятниками. Они - свидетели многих славных событий в истории города, манят к себе своей сказочной красотой.

Наш путь на северо-запад от Новгорода, в небольшую деревню. Вяжищи недалеко - всего 12 км. Сразу же за последними жилыми домами города, влево от Санкт-Петербургской улицы, уходит асфальтированная лента дороги, которая ведет к огромному промышленному комплексу НПО "Азот". Автобус бежит словно по зеленому коридору: мелькают осины, березы, ели, проплывают низины, заросшие мелколесьем. Не доезжая метров 300 до комплекса поворачиваем налево. По дороге всего 4 км до Вяжищ.

Нашему взору открывается удивительно красивый ансамбль сооружений Вяжищского монастыря, выстроенный в верховьях реки Веряжи. Цельный по завершенности, изящный и величественный, обильно украшенный изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы.

До наших дней из монастырских сооружений сохранились только Никольский собор (1681-1683гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698гг.) и жилой корпус строго очерч., с массивными толстыми стенами и ровными рядами закругляющихся вверху окон.

Собор и стоящая к югу трапезная до реставрации не создавали впечатления единого ансамбля. Были заметны не только различия в украшениях, но и разнокупольность храмов. Никольский собор, имея пять глав, а храм Иоана Богослова - 1 небольшую главку.

Собор несколько суров и с точки зрения архитектуры, по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу.

В 1958 году здесь начались исследовательские работы под руководством архитектора Краспоречьева. По отдельным деталям вырисовывался первоначальный облик памятника. Единство ансамбля теперь уже не вызывает сомнений. В результате изысканий установлено, что трапезная, так же как и Никольский собор, имела 5 куполов. Такое же количество глав было и под ее колокольней, здания связаны не только общностью территории, но и переходами.

Зондирование штукатурки и кладки, закладка шурфов дали возможность проследить, как создавался весь комплекс Вяжищского монастыря. Отсутствие следов построек ранее XVIIв. Дает основание предположить, что остатки старых разрушенных сооружений, как строительный мусор закладывались в болотистую сильно увлажненную почву, образуя своеобразную "подушку" для фундамента вновь возводимых зданий.

В процессе строительства церкви с трапезной и колокольней был сделан теплый переход к Никольскому собору, а во время сооружения перехода были задуманы крыльца.

Крылечко с западной стороны переделывалось в XVIIIв.: добавили еще по обе стороны по одному столбу и несколько изменили форму. Крыльцо с восточной стороны восстановлено реставраторами в первоначальных формах.

Трапезная представляет собой вытянутое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого использовались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на 1 и 2 этаже) располагались церкви, где отправлялись службы. В центральной части находился громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возышалась 8-гранная колокольня, побеленная известью и украшенная изразцами. Первоначально она имела 10 колоколов. Надпись на самом большом колоколе сообщала, что его отлил, лета 1627, месяца мая, в 22 день, мастер Дмитрий Матвеев. Вес этого колокола неизвестен, но второй, меньший по размерам, весил свыше 62 пудов.

Третий колокол, в 28 пудов, тоже имел надпись: "1748г., месяц сентябрь, слит сей колокол в Новгородском Вяжищском монастыре при архимандрите Виссарионе из прежнего разбитого колокола". Остальные 7 колоколов были весом от 10 пудов и менее.

После Великой Отечественной войны сохранился всего один колокол среднего размера, без всяких надписей и изображений.

Кто же был заказчиком этого храма? Чьи требования выполняли зодчие?

С 1683 по 1697г.настоятелем монастыря был Боголеп Саблин - человек честолюбивый, имевший большие связи в столице. Это по его указанию было начато строительство роскошного храма. Монахи говорили: "Архимандрит наш чинится:и говорит: Я-де равен царю". Видимо, Боголеп разделял идеи незадолго до той поры лишенного патриаршего сана и скончавшегося Никона. Борясь за приоритет духовной власти над светской, Никон стремился создавать монастыри и церковные постройки, по размерам, архитектурным формами отделке превосходившие царские. Примером тому может служить Иверский монастырь на Валдайском озере.

В воплощении честолюбивых замыслов Боголепа мог принять участие и новгородский митрополит Евфимий. На чем основан такой вывод? Некоторые данные позволяют предположить, что митрополит не противился замыслам Боголепа, а скорее поощрял их. Живя в столице Евфимий был заместителем патриарха, присутствовал на дворцовых приемах, любил пышность и помпезность.

Новгородской епархией митрополит Евфимий управлял недолго (с 17 июля 1696г. по 5 декабря 1697г.), он стал известен тем, что часто "устраял у себя пиры" то в посольской палате, то в шатрах под Юрьевым монастырем. Кстати, стоит отметить, что еще в 1693 году прежнюю свою резиденцию в Москве Евфимий приказал украсить надвратным теремком с изразцами.

Зодчие и мастера для строительства монастырских сооружений в Вяжищах были приглашены, видимо из столицы. Для подтверждения этого сошлемся на донесение новгородского воеводы Прозоровского от 1692г. Он писал в Москву, что в Новгороде "каменщиков малое число и те наперед такова каменного строения не страивали и не знают". Однако столичные мастера не могли не учесть новгородских условий, общих черт новгородской архитектуры. Построенная ими церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгородских храмов. В ее здании удачно сочетаются московская пышность с северной новгородской строгостью. Строительство ее было начато в 1694г. и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бурей была сорвана кровля и разрушены главы. Восстанавливалась церковь до 1702г.

Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были украшены многие сооружения города, построения или перестроения в XVIIв.: звонница Софийского собора, Преображенский собор Хутынского монастыря, сооружения Вяжищского монастыря.

Где изготовлялись изразцы для Вяжищского монастыря - пока не выяснено. Некоторые исследователи, в частности Выгалов, считают, что, всего вероятнее, роскошная мозаика для Вяжищской обители под Новгородом была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре в Валдае. При раскопках в Новгороде встречается довольно много изразцов XVII века. Они представляют собой почти квадратные керамические плитки, имеющие рельефный рисунок, покрытый эмалью 5-ти цветов: бирюзового, синего, желтого, белого и коричневого.

В Вяжищском монастыре изразцы используются как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении окон и двери, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.

Выгалов, изучавший изразцы этого ансамбля, разделяет их на 3 группы: небольшие по размерам с мелким рисунком, печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников.

Монументальная вяжищская керамика характерна четкими и яркими рисунками, хорошо видными, даже если плитки размещены на большой высоте.
Что же изображено на изразцах?

На небольших изразцах чаще всего изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел ( в верхней фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на ц. Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйственные помещения, свободен от изразцов, второй же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа.

Много плиток с изображением вазона. Под вазоном раскинулись три листочка без стеблей. На изразцах покрупнее изображена большая желтая или коричневая ваза, из которой словно вырастают три сочных зеленых побега, заканчивающихся круглыми выпуклыми ягодами или большими цветками. Такие рисунки часто сочетаются с изображением короны с крестом и экзотическими растениями.

На многих изразцах показаны животные -- они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям единорога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва - длинный хвост с кисточкой.

Крупное панно образуют изразцы с изображением двуглавого орла. Фигуры очень стилизованы и настолько декоративны, что мастера не побоялись их разделить: в одном ряду нижнего фриза южного фасада храма мы видим либо только головы орлов с крыльями, либо их туловища с яркими хвостами и конечностями, в когтях которых зажаты держава и скипетр.

Менее декоративны изразцы с изображением креста. Смысловое значение тех, которые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, подчеркивается подписями, Иисус Христос. Изразцы же с крестами из нижнего фриза, на южном фасаде, а так же из окантовки циферблата на колокольне потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты четырехконечные. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми концами на бирюзовом фоне.

Итак, имея доказательство того, что сохранившиеся памятники относятся к XVII веку, вернемся к первоначальному источнику о времени появления Вяжищского монастыря. На каком основании можно утверждать, что он был уже в XIV веке?

В грамоте, датируемой 25 августа 1391 года упоминается Вяжищский монастырь наряду с Юрьевым, Палеостровским и Муромским. Грамота подписана новгородскими посадниками Юрием Онциферовичем (умер в 1417 году) и Мироном Ивановичем. Впервые она была опубликована в "Вестнике географического общества" за 1852 год: Новгородские летописи упоминают Вяжищский монастырь только в 1411 году.

В "Житии новгородского архиепископа Евфимия", который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь (Антониевская церковь). Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но, как это обычно случалось в то время, проиграли ее.

Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода, как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения русских земель с Великим Московским княжеством. Евфимий проводил в городе и окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую палату), возвел Часозвонню, перестроил "на старой основе" несколько церквей.

В Вяжищах Евфимий в 1436 году соорудил вместо деревянной каменную Никольскую церковь. Однако этот храм развалился на следующий же год. Видимо, развалины разобрали до фундамента для нового строительства, т.к. летопись отмечает: "Опять поставлена церковь Святого Николы на Вяжищах на старой основе, камень". Строительство завершилось в 1438 году. По повелению Евфимия в 1441 году церковь была расписана фресками. В последующие века собор неоднократно перестраивался. Ныне существующий, как уже сказано, датируется 1681 - 1683гг.

Обратим внимание на то, что соборная Никольская церковь трехапсидная, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами, опирающиеся внешними сторонами на столбы и арки, а противоположными на стены здания.

Внутреннее пространство храма разделено на 2 этажа. В нижней - уже после смерти Евфимия - создается церковь его имени. 2 этаж - Никольская церковь.

Покрывали купола и сам храм листовой жестью, побелка стен производилась местно, добываемой под Боровичами, известью.

В полукруглых впадинах по самому верху фасада сохранились роспись XIX века. Художественной ценности она не имеет. Фигуры очень стилизованы, неподвижны, отсутствуют полутона. В какой-то степени роспись напоминает аппликацию. Краски накладывались прямо на кирпич, и тем самым создавалось впечатление, что фигуры как бы проявляются на поверхности стены.

Среди фигур, изображенных на фасадах Никольского собора, помещены новгородские святые: архиепископ Евфимий, о котором уже шла речь; Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин - основатели крупных монастырей; Никита и Иоанн - действующие лица многих новгородских легенд.

Вскоре рядом с Никольским храмом выросла в Вяжищах и церковь Иоанна Богослова с теплой трапезной. Монастырь обзаводится колоколами и дорогой церковной утварью.

С этого времени и началась полнокровная жизнь монастыря как крупного феодального собственника. Именно как крупного, мелким же собственником он стал уже со времени возникновения. Об этом свидетельствует грамота 1391 года, называющая Вяжищские вотчины. По ряду сохранившихся грамот XV века видно, что вотчины монастыря увеличиваются особенно быстро, в основном за счет земель в Талвуе (Карелия).

Увеличивались владения монастыря и от пожертвований "на поминание" родственников. Об этом говорит "Духовная икона Алексея на земли и воды в Талвуе", по которым он передает их монастырю "на память батку моему и матке моей и мне". Были вклады и другого рода. Часто новгородские архиепископы для небольших северных монастырей или даже церквей обеспечивали патронаж монастырей богатых, но это ставило малые церкви в зависимость от монастыря. Так, зависела, например, от Вяжищского монастыря церковь в Шунге.

Но главным способом приобретения земли была ее покупка. Скупались охотничьи угодья, леса, поймы рек. И все это тщательно охранялось.

За покушение на богатства монастырские крестьяне подвергались суду. Тяжело жилось крестьянам на монастырских землях. Не всегда они могли выплатить многочисленные повинности, и тогда монастырь принял к ним строгие меры.

В XV веке Вяжищскому монастырю принадлежало 146 деревень с 236 дворами.

Вяжищский монастырь, как и другие новгородские монастыри, использовал все три формы ренты: денежный сбор, хлебный оброк, доходы от собственного хозяйства.

В 1458 году покровитель Вяжищского монастыря новгородский архиепископ Евфимий II умер. Монахи пышно обставили захоронение архиепископа здесь же, в монастыре, чтобы сделать его местом поклонения многочисленных паломников, которые, естественно, своими приношениями и пожертвованиями увеличивали доходы монастыря. Пошли разговоры о том, что камень на могиле Евфимия приносит исцеление от болезней, как и вериги его.

И потянулись в монастырь страждущие, надеясь на помощь и исцеление.

Письмо боярина Юрия Константиновича Сабурова (1563г.) показывает, что к XVI веку владения Вяжищского монастыря распространились вплоть до Выги - реки, он стал одним из самых больших монастырей.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства.

Почти от каждого царя или императора монастырь получал в дар земли, лесные и рыбные угодья, крестьян. Так, императрица Елизавета жалует ему земли по рекам Лахте и Эконге.

По мере обогащения монастыря - все более пышным становилось и внутреннее убранство его храмов. Никольский собор имел 6-ярусный иконостас, причем иконы всего нижнего ряда были в серебряных окладах.

Монастырь богател, а крестьяне были задавлены нуждой и непосильным трудом. В этот период в вяжищских владениях особенно частыми стали побеги крестьян.

В 1764 году по указу Екатерины II произошла кардинальная церковная реформа. От церквей и монастырей в пользу государства перешли большие земельные угодья, около 1 млн крестьян. Монастыри лишались всех вотчин, имений, за ними оставлялось небольшое количество служителей и земля для огородов, садов, выгонов для скота.

В связи с этими переменами в 1818 году в Вяжищском монастыре проживало всего 6 монахов и 4 послушника.

Это вовсе не означает, что монастырь стал бедным, накануне Великой Октябрьской революции последний архимандрит монастыря Серафим показывает в своих отчетах поступление значительных денежных сумм, в целости были ризница, посуда, книги.

Вяжищский монастырь воспротивился требованию советской власти сдать имеющиеся ценности. Так, Вяжищский монастырь сдает всего 4 рубля 14 копеек.

В 1925 году как и большинство монастырей Вяжищский монастырь был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны Вяжищи были оккупированы фашистами. В книге "На трех фронтах" генерал-полковник Коровников вспоминает об освобождении Вяжищ в январе 1944 года: "Особенно трудным был путь наступления 6-го корпуса от Подберезья до Вяжищ: Здесь не было дорог, а задача глубоких флангов удара , сочетаемых со стремительностью и внезапностью , требовала от наступавших преодоленья бездорожья , чтобы быстрее соединиться с войсками южной группы и замкнуть кольцо окружения :

При освобождении села воины наступавших подразделений обнаружили письма советских людей, угнанных в неволю : При чтении этих скорбных строк бойцы крепче сжимали автоматы.

В бою участвовали танки майора Власюка. Когда 10 легких машин прорвались в тыл врага и собирались уже двигаться на деревню, танкисты вдруг заметили отступавшую колонну фашистской артиллерии , которые сопровождало мощное самоходное орудие "Фердинанд": Выстрелы не принесли "Фердинанду" ущерба. И тогда советский танк под командованием Кондратьева, развив скорость, смело врезался в самую гущу фашисткой техники, таранил орудие"Фердинанд" и опрокинул его. Вражеская колонна была зажата на узкой лесной дороге и наголову разбита. После боя, остановив боевые машины, разгоряченные недавним боем сняв шлемы , притихли, увидев перед собой сказочное диво. Памятник древнерусского зодчества был изранен, покрыт гарью пожарища, но прекрасен в своем величии и неповторимости.

... А потом здесь же, у тихой глади пруда, под вековыми липами хоронили погибших товарищей...

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году - реставрационно-восстановительные работы. В 1984 году финансирование этих работ было прекращено, и Вяжищскому монастырю вновь стало грозить разрушение. Однако в 1989 году Вяжищский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение нижнего храма в честь свт. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленинградский и Новгородский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было определено быть женским.

С 30 июня 1990 года монастырем управляет игумения Антония, в прошлом насельница Пюхтицкой обители. С 6 октября 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Николо-Вяжищский монастырь возведен в статус ставропигиального. В настоящее время под руководством настоятельницы игумений Антонии в обители проживает до 15 насельниц, которые несут различные послушания. На послушаниях также трудятся добровольно помощники - приезжие паломники.

Монастырь владеет 40 га земельных угодий - это пашни, пастбища, сенокос и пр. Налажено подсобное хозяйство: скотный двор, теплицы. Но Вяжищской обители предстоит еще большой объем восстановительных работ. Святыня обители - мощи свт. Евфимия, почивают под спудом в храме, посвященном его имени. Другая известная святыня монастыря - чудотворная икона свт. Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца находится в музее Московского Кремля.

Архитектурные сооружения обители являются бесценным памятником культуры Новгородской земли. Монастырь славится необыкновенным разнообразием изразцов, украшающих здание храмового комплекса. В Николо-Вяжишском Ставропигиальном женском монастыре в настоящее время две действующие церкви: в честь Евфимия архиепископа Новгородского, чудотворца и собор в честь святого Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который был восстановлен и освящен 19 мая 2000 года. Два храма: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня в стадии реставрации.

По молитвам угодника Божия свт. Евфимия архиепископа Новгородского, чудотворца, с верою притекающие к его святым мощам получают исцеления от страстей и различных душевных и телесных недугов.

Назад в раздел

2001–2010 © Новтуринвест
Недорогие гостиницы Великого Новгорода приглашают гостей из Россоши
Создание сайта: «Три Дерева»